Rambler's Top100

Хронология

Блюз об Алексее Романове

Несмотря на «молодость» советского рока, в нем сложились определенные традиции, которые с успехом продолжают до нынешних времен две группы, о которых мы хотим рассказать. Их участники перешагнули через двадцатилетие творческой деятельности и вполне могут быть названы представителями «старой гвардии».

1990, CB

Критики любят навешивать ярлыки на кого-то, на что-то, подгонять встречающееся под уже известное и привычное, ум привязывает человека к месту, времени и действию. Например, группа «СВ», играющая ритм-энд-блюз, расшифровывается как «спальный вагон», «средние волны» или — немножко лучше — «снова вместе». А если предположить, что «СВ» — это просто «СВ», или волшебное зеркало? Наши прародители назвали Луну Луной, почему же в наше время мы не имеем права давать такие названия, какие хочется?

Кстати, насчет рнтм-энд-блюза. С тех пор, как это словосочетание появилось на афишах, оно перестало что-либо значить. Примерно то же самое происходит, когда примеряешь нужное тебе выражение лица, но стоит лишь отойти от зеркала, и оно тебе уже не нужно, — так считает лидер группы Алексей Романов (экс-"Воскресенье"). — Да и главное не раскладки музыкальных партий, а те, кто играет и кто стоит за всем этим«.

Кто же такие «СВ»? Юрий Китаев — ударные, Вадим Голутвин — гитара, Александр Чиненков — труба, вокал, Евгений Казанцев — бас-гитара, Сергей Нефедов — клавишные, Алексей Романов — вокал, гитара, и он же автор всех текстов.

Эти имена любителям рока в нашей стране хорошо известны. Однако даже хороший инструмент от времени начинает звучать хуже, посмотрим, что же получилось теперь из «старой гвардии».

Наиболее легендарен, конечно, Алексей Романов, поэтому я позволю сказать о нем несколько подробней. Когда речь идет о ветеранах советского рока, то начинается жизнеописание чуть ли не святого. Скажу только, что свой путь он начал, как лирик, и благодаря этому обрел своего слушателя и огромную популярность.

Собственно, пятнадцать лет назад он был скорее бардом, чем рок-музыкантом. Впрочем, путаница с терминами внесет еще большую путаницу в существующую картину.

Но всю жизнь быть лириком невозможно, надо стремиться к большему, и сегодня я вижу в нем философа. Да-да. Философы, правда, любят учить нас жизни, а Романов и сам просит:

Научи меня жить,
Научи меня что-нибудь делать,
Сочтены мои ночи и дни коротки.
А то, что любит сквозь сон,
То, что дышит от имени тела, —
Только тень на горячем песке
У ленивой реки.

Он очень много размышляет о несовершенстве. А как достичь совершенства? Может, просто делать свое дело?

Я видел боль, я знаю роль, я эту пьесу читал!
Я не участвую в сценах, я не торгуюсь о ценах.
Делай свое дело!

Наверное, образ жизни творческой личности и определяет содержание музыки и поэзии. Поэзия его довольно проста, на первый взгляд, но понятна ли всякому — это вопрос. Да и музыка стала немного интересней.

Обычно жесткий ритм задает гитара, но в «СВ» жесткость «дает» не только гитарист, —  нет, а два голоса. Именно вокал главенствует над другими инструментами. Лидер исполняет нечто вроде свободной импровизации на фоне ритма, а далее все по известной схеме. Конечно, сейчас, когда отечественный рок изобрел-таки некий свой авангард, все это смотрится немножко устаревшим и традиционным. Поэтому неизбежно, слушая «СВ», возвращаешься и к «Флойду», и к «Битлз», и к «Перпл». Впрочем, они свободные люди, как мыслят, так и играют. У них не найдешь ночных такси, ночных рандеву, ночных фей, бульваров из хризантем и роз, синеглазых девочек и розовощеких мальчиков, под музыку «СВ» лучше сесть, закрыть глаза и вспомнить свою молодость, подумать о смысле жизни и денежной независимости. Пофилософствовать, чтобы оценить, хорошо ли ты прожил свою жизнь.

Группа работает над новым альбомом и ничего об этом не говорит. Боятся сглазить. А в общем, что же? В песне «Мой дом на каждое углу» Романов поет:

— Но, пока на нашей улице играет рок,
Не зови меня домой!

Он так и не успокоился, как это сделали очень многие из его поколения.

А. МАРК (Из журнала «РОК В СССР» 1990)