Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Вопрос
Форум клуба любителей творчества группы Воскресение > Самовыражение участников клуба > Террариум общения
Fred
Вот некоторое время назад озадачился я...

Но, стоп. Прежде всего следует сказать, что музыкальных академиев я не кончал и музыкой вообще никогда не занимался, если не считать периодическое гитарное бренчание на 7-8 аккордах, которые мне показали давно-давно такие же знатоки музыки, как и я.

Но, всё течёт, всё изменяется. Развитие музыкального софта достигло того, что любой человек может стать сам-себе-композитор, нужна лишь фантазия, немного слуха и некие элементарные представления о гармонии. Сейчас нетрудно в FL-Studio или подобных программах "нарисовать" любую гармонию, послушать, как это будет звучать, где-нить чо-нить поменять если не нравится, и в результате попробовать сыграть ту же гармонию на гитаре. Подозреваю, что нормальные музыканты вряд ли так поступают, но я вроде как не музыкант, мне можно. rolleyes.gif

Ну и, сыграв это "нечто" на гитаре, хочется записать сие в виде буквенных обозначений аккордов. И вот тут начинаются проблемы. Не, с простыми трёхнотными аккордами всё понятно. 0,3,7 полутона - минор; 0,4,7 - мажор. 0 (тоника) - собственно сама "корневая" нота. До этого я давно ещё своим умом дошёл wink.gif . Ну, 6, 7 и 9 аккорды тоже всё понятно. 6-аккорд - к трезвучию добавляется 9-й полутон, 7 - 10-й полутон, 7maj - 11 полутон, 9 - к септ-четырёхзвучию добавляется 14 полутон и т.д. Это я уже вычитал где-то, информации много везде. Т.е, взяв аккорд с корневой (нулевой) нотой "ми" и такой последовательностью полутонов: 0,4,7,10,14 получим нон-аккорд и запишем его "Е9". Также узнал я про power-аккорды, там где всего 2 ноты - тоника и квинта, терция не играется, т.е. они как бы ни мажорные, ни минорные, и обозначаются (в случае ноты "ми") что-то вроде "Е5". Ну ещё "подвешенные" аккорды, где вместо малой или большой терции берётся 2-й или 5-й полутон, и обозначаются они соответственно "Esus2" или "Esus4".

А ещё аккорды с пониженной или повышенной квинтой, обозначающиеся соответственно "-5" и "+5". Об них собссно и речь. Внимание, вопрос! Если, скажем, берётся мажорный аккорд с пониженной квинтой (трезвучие 0, 4, 6 полутонов), то обычная "нормальная" квинта не должна ведь дублироваться другими струнами, даже если она на октаву отличается от 7-го полутона?. Вот возьмём аккорд D-5. От обычного аккорда D он отличается только тем, что 3-я струна зажимается не на 2-м ладу, а на 1-м. Открытая 4-я струна - тоника "ре", она же дублируется со сдвигом на октаву 2-й струной, зажатой на 3-м ладу, 1-я струна на 2-м ладу - мажорная терция и 3-я струна на 1-м ладу - пониженная квинта. Но, если, например, в обычном "ре-мажоре" мы можем также задействовать и открытую 5-ю струну (квинта), то, получается, что в D-5 этого делать нельзя? Иначе ведь 4 разные ноты получается, а не 3. Так?

Теперь дальше. Берём соль. Не в смысле посолить что-нибудь, а аккорд "соль". Это значится, 1-ю струну зажимаем на 3-м ладу, 2-ю тоже на 3-м, 3-я и 4-я струны - открытые, дальше не важно, 5-ю и 6-ю струны не задействуем. Получилось что-то типа пауэр-аккорда (G5), ведь терция не звучит, а две ноты (тоника и квинта) дублируются со сдвигом на октаву на разных струнах. Вроде понятно. Теперь ещё вопрос! Я понижаю квинту на 2-й струне (придавая аккорду психоделическое с моей точки зрения звучание). Т.е. теперь 1-я струна зажата также на 3-м ладу, 2-я - на 2-м, 3-я и 4-я струны - открыты. Вроде по идее - таже соль, но с пониженной квинтой. Но, с другой стороны - 4-я открытая струна - это же обычная нормальная квинта от "G", и она звучит! Т.е. из двухзвучия получилось уже трёхзвучие. Рассуждая с другой стороны, замечаем, что открытая 4-я струна на 11 полутонов отличается от 2-й струны на 2-м ладу, что должно быть характерно для септ-мажорного ре-аккорда (какая нибудь разновидность Dmaj7). Но, не могу я такой аккорд принять за "ре", по гармонии (я имею в виду сочетание с предыдущими и последующими аккордами) никакое там не "ре", а самая что ни на есть "соль"! (хотя басовой нотой действительно играется открытая 4-я струна, т.е. ре).

Так что делать, братие? Как етот аккорд обозвать?

Вы спрОсите, а нафига мне всё это нужно? Я отвечу. Во-первых, так сказать, для общего развития, ну и во-вторых, иногда люди интересуются, просят аккорды песенок написать, а мне, получается, толком сказать нечего...
Валера Хренников
Цитата
Но, если, например, в обычном "ре-мажоре" мы можем также задействовать и открытую 5-ю струну (квинта), то, получается, что в D-5 этого делать нельзя? Иначе ведь 4 разные ноты получается, а не 3. Так?


По идее да.

Аккорды обычно обзываются по басовой ноте, которую ты берёшь на сильную долю, когда играешь этот аккорд. Ну, а если этот аккорд "держится" дольше, то для разнообразия на слабые доли берут обычно квинту (5-ю ступень) в басу, продолжая считать его тем же аккордом.

Если аккорд или сама басовая нота - проходные - на слабую долю или просто движение от одного аккорда к другому, то тогда уже сложнее. Тогда смотрят именно на то, что этот аккорд означает в движении, как он относится к предыдущему или к последующему аккордам. В этом случае часто бас пишут через "/" т.е рассматривают его как дополнительную ноту к аккорду, которая сама по себе в него не входит.

На самом же деле здесь и начинается нормальная музыка в плане не статических аккордов а голосоведения. Аккордами можно пытаться продолжать обзывать "аппликатуры", получаемые в отдельные моменты времени, но это условно.

Всё же я бы посоветовал забить твою композишен в миди в том же Гитар Про хотя бы. Я уже накалывался с тем, что аккорд, казалось бы звучавший на гитаре под намурлыканную мелодию, не звучал под ту же мелодию в миди. И там становилось ясно, где диссонанс.
Цитата

Теперь дальше. Берём соль. Не в смысле посолить что-нибудь, а аккорд "соль". Это значится, 1-ю струну зажимаем на 3-м ладу, 2-ю тоже на 3-м, 3-я и 4-я струны - открытые, дальше не важно, 5-ю и 6-ю струны не задействуем.


Как это "не важно"? Ты должен решить, какая у тебя нота в басу. Если ты её на гитаре не берёшь, то представь, что ты играешь с басистом. Ты ему говоришь "соль" - будь готов, что он на сильную долю за тебя возьмёт "соль", а на слабую - "ре".
Цитата

Получилось что-то типа пауэр-аккорда (G5), ведь терция не звучит, а две ноты (тоника и квинта) дублируются со сдвигом на октаву на разных струнах. Вроде понятно. Теперь ещё вопрос! Я понижаю квинту на 2-й струне (придавая аккорду психоделическое с моей точки зрения звучание). Т.е. теперь 1-я струна зажата также на 3-м ладу, 2-я - на 2-м, 3-я и 4-я струны - открыты. Вроде по идее - таже соль, но с пониженной квинтой. Но, с другой стороны - 4-я открытая струна - это же обычная нормальная квинта от "G", и она звучит! Т.е. из двухзвучия получилось уже трёхзвучие. Рассуждая с другой стороны, замечаем, что открытая 4-я струна на 11 полутонов отличается от 2-й струны на 2-м ладу, что должно быть характерно для септ-мажорного ре-аккорда (какая нибудь разновидность Dmaj7). Но, не могу я такой аккорд принять за "ре", по гармонии (я имею в виду сочетание с предыдущими и последующими аккордами) никакое там не "ре", а самая что ни на есть "соль"! (хотя басовой нотой действительно играется открытая 4-я струна, т.е. ре).


А может это и есть Dmaj7sus4 ? smile.gif Если, конечно, на сильную долю в басу именно "ре" (не у тебя на гитаре, а конкретно по гармонии).

В общем, советую в гитар про такие вещи забивать. Если, конечно, ты хочешь людЯм нюансы своего музона передавать, а не только основные аккорды.
Валера Хренников
Заглянул в Гитар Про сейчас. Оно предлагает, кстати, варианты названий для забитых аккордов. Тот, в котором у тебя

Цитата
Т.е. теперь 1-я струна зажата также на 3-м ладу, 2-я - на 2-м, 3-я и 4-я струны - открыты.


мне понравились два их варианта:
G5-/D (no3)
или
Gadd11+ (no3)

Смысл такой: в первом случае ноты на 3-1 струнах рассматриваются в качестве аккорда
G5- (no3)
независимо от басовой ноты на 4-й струне D, которая затем добавляется через "/"

Во втором случае в качестве аккорда рассматриваются ноты на струнах 4, 3 и 1
G (no3)
а нота на 2-й струне считается добавочной повышенной 11-й ступенью add11+

Ну, а (no3) писать необязательно, потому и в скобках, что, мол, третья ступень в аккорде пропущена.

По идее можно написать просто G11+ (и сказать ещё так: "ну, эта ... типа соль с повышенной квартой, чего не знаешь что ли?") biggrin.gif biggrin.gif

Я об этом раньше не подумал почему-то, но в этом решении красиво именно то, что здесь и отражается то, что 5-я ступень остаётся на месте, и то, где именно повышена 4-я ступень - не в основном трезвучии, а в следующей октаве, поэтому она становится 11-й. "add", правда, нам укажет дополнительно, что 7-я и 9-я ступени не задействуются, но и без этой инфы, я думаю, музыканты тебя поймут.

Вообще, я думаю, ты понял, что аккорды "классичнее" всего раскладывать от басовых нот к более высоким. К сожалению, гитара сделана из обрезков проводов, поэтому там много аппликатурных "фишек", затуманивающих общую картину. Аккорды часто берутся не так, как они чище всего звучат, а так как удобнее их пальцАми жать.

Поэтому и композиторы/аранжировщики в основном рождаются из пианюг. У них просто все интервалы разложены в линию, поэтому правильное музыкальное мышление возникает само собой.
Fred
Цитата(Валера Хренников @ 29-10-2008 в 2:30) *
Цитата
1-ю струну зажимаем на 3-м ладу, 2-ю тоже на 3-м, 3-я и 4-я струны - открытые, дальше не важно, 5-ю и 6-ю струны не задействуем.

Ты должен решить, какая у тебя нота в басу. Если ты её на гитаре не берёшь, то представь, что ты играешь с басистом. Ты ему говоришь "соль" - будь готов, что он на сильную долю за тебя возьмёт "соль", а на слабую - "ре".

Вот щас посмотрел, что у меня в FL-Studio забито. Там интересно выходит. Описанный выше аккорд я играю так: сначала одновременно дёргаю 1-ю и 4-ю струны, дальше - 2-я, 3-я, 2-я, опять одновременно 1-я и 4-я - и так по кругу. В басу у меня забито следующее (на сильные доли, это когда одновременно 1-я и 4-я струны звучат): D, F, D, G, D, F, D, G. Мелодика (ноты) основного (нижнего) голоса: A#, C#, A#, пауза, A#, C#, A#, пауза. Дополнительный (верхний) голос: D, F, D, пауза, D, F, D, пауза. Т.е., получается, бас соответствует верхнему голосу, а не основному. Правда, нужно сказать, что "бас" тут - понятие относительное - это не обычный гитарный бас, а "наплывающие" продолжительные синтезаторные звуки. Ну, и ещё фоном подложен органчик, звучащий в обычном Gm (вначале квинта разведена на 11 полутонов с C#, шоб не диссонировала; в момент, когда голосом поётся C#, квинта в оргАне понижается, т.е "подскакивает" вверх на 11 полутонов). Не знаю, понятно я изложил или нет...

Короче, после нескольких тактов начинается следующий аккорд - отличается от первого тем, что 3-я струна зажимается на 2-м ладу, остальное без изменений. (Т.е. было 3,2,0,0, стало 3,2,2,0). Ну, с 3,2,2,0 у меня проблем нет - вроде как это обычное A7/G, там и по гармонии в "ля" переход.

Дальше не буду говорить, что да как, ибо нефик карты раскрывать раньше времени biggrin.gif .

Цитата
мне понравились два их варианта:
G5-/D (no3)
или
Gadd11+ (no3)

Ну да, видимо так. Мне больше нравится G5-/D, акцентирует как раз D в басу.

Вот, кстати, вспоминая выложенную нами "Ночь". Там тоже один аккорд я до конца не определил.

Основная гармония простая - несколько раз повторяется A - E6/9, потом несколько раз E9/H - E7. Первое изменение мелодии: D - E9/H - A - E6/9 - D - C - E. Второе изменение мелодии: Dmaj7 - Cmaj7 - Dmaj7 - Cmaj7 - Em7 (аппликатура 3,3,0,2 - тут, кстати, первая заковыка - квинта не звучит, но малая терция дублируется, так что выходит, по уму надо написать: Em7 (no5) что ли? Или вообще Am7sus4, поскольку голосом тут пропевается "ля"... вот, кстати, попробовал счас сыграть с аппликатурой 3,3,2,2,0 - с басовой "ля" - вроде тоже ничего, даже не пойму - лучше или нетsmile.gif) - ?? - Gbsus4 - Gb - C - E - A.

Там, где знаки вопроса - переходный аккорд 2,2,0,0 (слегка отличающийся от 3,2,0,0, рассматриваемого выше). Голосом пропевается "соль"... попробовал сыграть с басовой "соль" - 6-й струной на 3-м ладу и первыми четырьмя струнами также - 2,2,0,0 - вроде тоже ничего, значит, наверна, этот аккорд что-то вроде G-5maj7 ? (обычную квинту - 4-ю открытую струну можно не играть).

Да, вот такие, понимаешь, загогулины получаются rolleyes.gif ...

Гитар-про у меня, к сожалению нет. Где её можно быстро и задарма качнуть? Попробовать с ней поработать что-ли...
Валера Хренников
Цитата(Fred @ 29-10-2008 в 17:26) *

Гитар-про у меня, к сожалению нет. Где её можно быстро и задарма качнуть? Попробовать с ней поработать что-ли...


9МБайтная версия ещё вроде доступна:
http://voskresenie-club.ru/forum/index.php?showtopic=189

Она от большой отличается по идее только тем, что проигрывает через уже имеющийся МИДИ, а в большой версии куча встроенных МИДИ-инструментов. Как бы для работы с нотами/табами это не важно.

Если хочешь просто посмотреть предлагаемые аккорды, то запускаешь программу и жмёшь букву "a". Тыркаешь в открывающемся окошке нужную тебе табулатурку, и она сразу предлагает её как-то обозвать множеством вариантов.
Fred
Цитата(Валера Хренников @ 29-10-2008 в 19:16) *

9МБайтная версия ещё вроде доступна:
http://voskresenie-club.ru/forum/index.php?showtopic=189

Она от большой отличается по идее только тем, что проигрывает через уже имеющийся МИДИ, а в большой версии куча встроенных МИДИ-инструментов. Как бы для работы с нотами/табами это не важно.

Если хочешь просто посмотреть предлагаемые аккорды, то запускаешь программу и жмёшь букву "a". Тыркаешь в открывающемся окошке нужную тебе табулатурку, и она сразу предлагает её как-то обозвать множеством вариантов.

Ну да, чукча же не чейтатель, а пейсатель, мне ж лень было по форуму прошариться smile.gif .

Ну, короче, установил... всё так непривычно rolleyes.gif .. будем посмотреть.
Валера Хренников
Цитата(Fred @ 29-10-2008 в 17:26) *


Да, вот такие, понимаешь, загогулины получаются rolleyes.gif ...



Не, я твои загогулины не улавливаю. Ты типа партитуру на словах пересказываешь smile.gif Для таких штук как раз и существует всякие гитар про и прочие многодорожечные записыватели нот/проигрыватели. Если эта ФЛ студия не имеет возможности представления нот в гитарных табах, а таковая требуется, ты можешь попробовать экспортнуть своё произведение из неё в миди, а потом засосать эту миди в гитар про, и там уже подправить табулатуру и проанализировать аккорды. Если, конечно, не в лом.

Я свою "песковую" тему именно в гитар про забивал, проверяя, как мелодия ложится на гармонию. И там миди файлик в 3КБ - это как раз экспорт из гитар про:
http://music.lib.ru/w/walera_h/alb3.shtml#na_kraju_peska

А так у меня всё это и в табах/нотах удобно есть. Можно ноты/табы распечатать, можно их экспортнуть в картинку и её выложить, если, конечно, требуется с кем-то обсудить.

Например, вот как я могу показать кусок припева из этой песенки:
ИзображениеИзображение

И, скажем, я могу сказать: ну-ка посмотри, чего-то у меня последняя нотка в мелодии в 21-м такте непонятно, ложится она на гармонию или нет.

В таком формате партитуры можно как взрослые композиторы разговаривать, не правда ли?
Fred
Цитата(Валера Хренников @ 30-10-2008 в 8:19) *

Не, я твои загогулины не улавливаю. Ты типа партитуру на словах пересказываешь smile.gif Для таких штук как раз и существует всякие гитар про и прочие многодорожечные записыватели нот/проигрыватели. Если эта ФЛ студия не имеет возможности представления нот в гитарных табах, а таковая требуется, ты можешь попробовать экспортнуть своё произведение из неё в миди, а потом засосать эту миди в гитар про, и там уже подправить табулатуру и проанализировать аккорды. Если, конечно, не в лом.

Экспортнуть в миди можно, надо попробовать. Штука, правда, в том, что вышеописанную "Ночь" я как раз без всякого компутера придумал, просто бренча на гитаре. Ну, в смысле, основную гармонию, без чётко выраженной мелодии. Наиграл потом Рио, он тут же намурлыкал мелодию, я заставил его это сделать ещё раз в микрофон, после чего долго и упорно снимал на слух и забивал в FL-Studio ноты мелодии, подправляя кое-где кое-что. Забил также фоновый синтезатор, повторяющий гитарные аккорды. Вот, кстати, в гитар-про глянул, она мне выдала вместо (как я думал) аккорда E9/B аккорд B6 (блин, всё никак не могу привыкнуть, что там B вместо H). Я даже и не знал, что это практически одно и тоже.

Цитата
И, скажем, я могу сказать: ну-ка посмотри, чего-то у меня последняя нотка в мелодии в 21-м такте непонятно, ложится она на гармонию или нет.

Да, помню, кажись это обсуждалось..

Цитата
В таком формате партитуры можно как взрослые композиторы разговаривать, не правда ли?
Дык ёптыть!
Валера Хренников
Цитата(Fred @ 31-10-2008 в 1:21) *

Вот, кстати, в гитар-про глянул, она мне выдала вместо (как я думал) аккорда E9/B аккорд B6 (блин, всё никак не могу привыкнуть, что там B вместо H). Я даже и не знал, что это практически одно и тоже.


E9/B: b-e-g#-f#
B6: b-eb-f#-g#

У тебя просто, видимо, "ми" пропущена, поэтому и практически одно и то же. А так си-мажор - доминанта для ми-мажора. Или, как говорят, они соседи по квинтовому кругу. И эта нотка "ми-бемоль" - ключевая в разнице между ними, как раз она и создаёт "разрешение" в устойчивую нотку "ми" в тонике.

Если это транспонировать, то это всё равно, как если бы ты взял аккорд до-мажор с басовой ноткой "соль" , да ещё бы и выкинул собственно нотку "до". Тогда это бы стало похоже на соль-мажор с шестой ступенью и без нотки "си" biggrin.gif biggrin.gif

Да-да, "си" - это "B" по американской системе. Соответственно, в джазе только так и пишут. Вообще это логично - по алфавиту:
ля - A
си - B
до - C
ре - D
и т.д.

С какого перепою у европейцев "си" в древние века обозвали "H", мне лично непонятно. Хорошо, что этот пережиток отправили в утиль.
Fred
Блин, у меня с этой гитар-про какая-то ботва нездоровая. Я б даже сказал, мистика.

Короче, почему-то нет звука. Звучит только заставка при открытии программы.

Вчера я что только не перепробовал... У меня несколько звуковых карт: Maya44 MKII, Creative Audigy и ещё 3-я, изначально встроенная в маму, я ей не пользуюсь никогда. Ну я и так и сяк, туда наушники подключу, сюда, настройки звука соответственно меняю, как в "гитар-про", так и в компе через панель управления... без толку всё. И вдруг в какой-то момент появился звук! Ну, то есть, реально могу прослушивать разные там примеры gp5-ных файлов, встроенные в прогу. Я возрадовался, начал забивать нашу "Ночь" туда, параллельно прослушивая, что получается. Кстати, настройки звука при этом были какие-то совершенно нереальные, а именно миди-выходу в гитар-про была назначена Audigy, а наушники, через которые я всё слушал, были подключены к Maya44. Но звук был, остальное меня мало волновало. Но, когда же я на следующий день, а именно сегодня, снова запустил гитар-про - звук опять пропал. И больше не появлялся, что бы я не делал.

Мистика, в общем...
Валера Хренников
У тебя эта "мистика" творится только с гитар про или также и при проигрывании миди-файлов через какой-нибудь обычный плэйер?

У меня никаких глюков не было. В самом гитар про только стоит Options => MIDI Setup => Port 1 Device, и там выбрано то же, что и в Виндах в Панели Управления => Звуковые и аудио-устройства => Аудио => Миди устройство по умолчанию (перевожу с англ. smile.gif )

И, соответственно, через какую звуковую карту у меня обычный плэйер играет миди-файлы, через такую же и гитар про.

У меня, правда, всего 2 звуковые карты - внутреннее какое-то говно, которое я не использую, и внешняя М-Аудио.
Fred
Вроде как заработало снова. Ещё вчера. И сёдня с первого раза открыл - усё работает, звуки есть. Что всё это значило - не понятно...

В принципе - да, достаточно удобно с гитар-про работать, я конечно, в нюансах не до конца разобрался, но основное понятно. Удобно, что сразу аккордами можно всё забивать, быстро меняя их на ходу, если что. Во "Фруктах" приходится по одной ноте аккорды ставить, отсчитывать лады (хотя счас я достаточно быстро, почти на автомате это делаю). С другой стороны во "Фруктах" очень неплохой выбор синт-тембров плюс куча эффектов в виде VST-плагинов к ним - пол-часа посидел - и прям Жан Мишель Жаром себя чувствуешь biggrin.gif , к тому же там на "монтажный стол" можно вклеить wav-файл, например живую тока что сыгранную гитарку. И звучит там всё ровно, в гитар-про темп плавает почему-то.

Вот. Ну раз такое дело, то в качестве усвоения нового материала попробую я забить в гитар-про все партии из нашей Ночи, любопытно, как получится.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.