
Его музыку трудно сравнивать с чем-то стилистически похожим - она сочетает в себе как классическую гитару, рок-музыкальные мотивы, так и различные этнические направления, барокко, фламенко.
В тематике его песен преобладают оккультизм и средневековая мистика. Их герои последовательо, шаг за шагом, пускаются в свой неведомый, но обетованный Путь. Путь на Север, как говорится в одной из песен.
http://www.zvuki.ru/A/P/222
Все началось не сегодня. Еще в 1994 году Сергей Калугин привел многих в легкое замешательство, явив миру отечественной рок-музыки мощнейший альбом "Nigredo", который довольно быстро возвел своего создателя в разряд музыкантов культовых, хотя и известных относительно узкому кругу: слишком уж он был нетрадиционен для русского рока, начавшего к тому же серьезно увядать по мере того, как пстепенно уходило в прошлое золотое для него "время колокольчиков".
В чем была нетрадиционность альбома?
Дело в том, что Сергей Калугин нарушил сразу несколько своего рода табу. Во-первых, настолько насыщенные - лингвистически и философски - тексты, казалось, в рок-музыке просто немыслимы (пост-модернистские навороты не в счет). Во-вторых, публика, так или иначе избалованная вкусненькой поп-рок-жвачкой - была явно не готова к восприятию 10-15-минутных композиций, которые нельзя слушать мимоходом, которые сложны по форме и требуют особого настроя. Кроме того, о вещах серьезных было сказано серьезным же Языком; не исключено, что даже у кого-то из людей вдумчивых порой возникало желание залезть в толковый словарь, чтобы наконец понять, например, как это "бьется пламя в пантакле меандра". Но автор "Nigredo" не побоялся поставить изначально высокую планку - как для себя, так и для слушателей, не прибегая к приему так распространенной сейчас поп-(или рок)-адаптации, упрощению - под какие-то заезженные модели, форматы и прочие стандарты музыкального шоу-бизнеса. Впрочем, сам он и не думал обо всем этом - просто писал так, как считал нужным, как того требовала творческая интуиция. Свою роль сыграло, разумеется, и образование, а оно у Сергея... МУЗЫКАЛЬНОЕ (специальность: "классическая гитара"). Тоже непривычно для рок-музыканта, не правда ли?
Имя Калугина не попало в модные хит-парады, не стал он и кумиром 17-летней молодежи. Однако, отклики - и не только слушателей и коллег - не замедлили появиться. Наиболее дальновидные и культурно продвинутые журналисты оценили "Nigredo" решительно и безапелляционно: "В России начался алхимический рок" (Вадим Штепа, журнал "Иначе").
Однако содержательная глубина текстов Калугина отнюдь не заканчивается на использовании в них эзотерических кодов, культурных и религиозных символов, как то утверждают иные горе-критики (у них есть привычка все превращать в буффонаду и фарс). Даже не зная ни про средневековый Орден кармелитов, ни про три стадии Великого Делания (хотя сюда неизбежно ведет название альбома), при внимательном прослушивании этих композиций попадаешь в необыкновенно многоцветный мир, где переплетаются традиции христианства и язычества, языки испанской, кельтской, арабской культур. Сумрак готического собора, горькие ароматы диких трав, испещренные тайными знаками страницы алхимических трактатов, силы Огня и Воды и здесь же - по-гофмановски гротескный декаданс в изящной обертке пронизанного мистикой модерна... Столь же многолика и музыка, в которой присутствуют и балладная лиричность, и баховская масштабность и почти вагнеровский трагизм. При этом, слушая Калугина ,особенно "вживую", не покидает ощущение, что все сказанное - очень лично и глубоко пережито. Эта неподдельная искренность нходит проявление во всем: в словах, интонации, подаче...
Позволю себе заметить, что пожалуй, впервые рок-поэзия заговорила языком Данте, Петрарки, Уитмена. Такое казалось просто невозможным, чем-то запредельным. Если мы посмотрим на тексты взглядом филолога, то не будем разочарованы.
Найдем мы здесь и причудливые, самобытные метафоры ("серебряной плетью река рассекала степи скулу", "луч надежды, скользнув по губам, горло сдавит арканом"); не сможем не заметить и грамотное использование звукописи, завораживающей слух и придающей языку особую медитативность:
...Протопи лучом,
Да расточи ключами
Чаль чела Начал...
Синевой во льдах
Облегло мой лог,
Облик льдом облит...
("Весна")
Многие образы поражают своей рельефностью и какой-то особой, почти осязаемой пластикой:
...И оркестр из шести богомолов ударит в литавры
Я сожму Вашу талию в тонких костлявых руках
Первый танец - кадриль,
на широких лопатках кентавра
Сорок бешеных па по-над бездной,
чье детище - мрак.
Другие завораживают необычностью сравнений:
Шаг с карниза, рывок на асфаьт.
где червем отмокает
Прах решенья бороться с вакхическим пульсом
в крови.
А от выразительности некоторых прямо-таки начинает кровь стынуть в жилых:
Леденяще и скупо
Ударит Луна
Содрогнется над крупом
Возницы спина
Завизжат на дорожных камнях
проступившие лица
В тусклых митрах тумана
Под крыльями сна
Расплетут пентаграмму
Нетопырь и Желна
И совьют на воздусях пылающий бред багряницы...
("Танец Казановы")
Впрочем, Сергей довольно быстро разрушил амплуа некого оккультиста-отшельика или даже "готического чернушника", каким он кому-то показался. Появилась серия забавных, местами пародийных вещичек, которые были восприняты публикой на "ура". К ним во время концертов неизменно прилагались не менее стебовые комментарии автора, что вызывало у кого-то облегчение, а у кого-то разочарование: дескать, Калугин - самый обычный нормальный человек, с духами не общается и столы силой мысли не вращает. И ведь действительно - не вращал!...
Появление 1995 году группы "Дикая охота" (С.Калугин, А.Гронская, Я.Федоров) было воспринято ноднозначно. Синтезаторно-отстраненный саунд, к сожалению, часто затушевывал мощную энергию, буквально приковывающую к месту во время камерных квартирных выступлений Калугина. Несмотря на то, что каждых из музыкантов группы проявил себя как прекрасный инструменталист, чего-то все же не хватало. Все ждали: что же будет дальше.
И это "дальше", смею надеяться, настало. Рождается новое интересное явление, ставшее тандемом С.Калугина и группы "Артель" - коллектива, который отличают несомненный профессионализм, нетривиальный подход к звуку и интересные находки в аранжировках. Проект был назван "Оргия праведников", что обнаружило к тому же у его участников и здоровое чувство самоиронии. Впрочем, как признаются музыканты, название им предложили сами слушатели во время одного из концертов, прямо из зала.
Своим появлением "Оргия праведников" преподносит настоящий подарок любителям прогрессив- и арт-рока. Что ни говори, а выросший отчасти на гитарных риффах AC/DC и Nazareth, Сергей наконец дорвался! И не ошибся: композиции обрели новую жизнь.Такого плотного слияния классики, этники и хард-роа в нашей рок-музыке я что-то не припомню.
Стоит отметить, что после"Nigredo" несколько изменился и характер самих вещей. Они как бы подняли лирического героя первого альбома из тех глубин Ада, куда ему приходилось спускаться сквозь "серный дым" и дьявольский "рев похотливых валторн". Появились удивительно светлые по своей энергетике "Гимн", "Сицилийский виноград", "Весна". С другой стороны, из мира космических по своим масштабам фантасмагорий герой погружается теперь в реально-временной мир. Но даже и за бытовой картинкой чувствуется здесь нечто большее, проступает как бы второй план:
И он заваривал чай,
Он резал плавленый сыр,
А я уже почти что вспомнил,
Кто творил этот мир,
Я рассмеялся и сказал:
"Ну как ты мог,
Она ведь все-таки мать!"
"Мать"
По материалам оф. сайта Сергея Калугина и группы "Оргия Праведников" http://www.orgia.ru/