Хронология
Алексей РОМАНОВ: «60 мне еще не грохнуло. Надеюсь дожить»
Алексей Романов, лидер группы «Воскресение», автор «Кто виноват?» (не путать с романом Герцена), «По дороге разочарований», «Я ни разу за морем не был» и вообще большинства песен группы. «Рок-легенда» так его представляют журналисты. Что, в общем, правильно. Да только представляется при этом нечто древнее, пафосное и неодушевленное. Бесконечно далекое от того замечательного дядьки, с которым мы пьем чай и беседуем на кухне небольшой непафосной квартиры в Конькове.
Мы с женой сюда два года как переехали, ремонт пережили. Мне-то что, я по образованию архитектор, а вот Лариса... Первый раз приехали с ней квартиру смотреть уютная, обжитая. Потом прежние хозяева съехали кривые окна, выгоревшие обои. Тут у нее первый шок был. Потом мы делали легкую перепланировку ломали стенку, совмещали санузел, Лариса приехала в чистом поле унитаз стоит. Второй шок. Но я оптимистично расписал ей, как тут все потом будет красиво. И вот смотрите. Обои Лариса выбирала.
Посуду мою. По очереди с Ларисой... Ненавижу эту каторгу, но делю ее с ней. А уж вхожу в раж заодно оттираю и плиту.
Вас характеризуют как человека спокойного, уравновешенного. Что может довести вас до белого каления?
Критика. Я ее не то что болезненно воспринимаю, просто в том, что касается моего творчества, лучше других знаю, что и как нужно делать.
В гневе вы буйный?
Кошмар!
До чего доходит? До матюгов? Рукоприкладства?
Матюги тут как раз заканчиваются. Матюги это когда я в благодушном настроении, а тут таких слов напридумываю, да еще и заехать могу.
Последний раз кто за критику пострадал?
Женька Маргулис. (Смеется.) Мы возвращались с гастролей. Ночь, сидим в поезде, водку пьем, и тут Женька по поводу нашей новой пластинки: скучная, говорит. Не знаю, может, он хотел меня немножко расшевелить, а то уж очень все у нас тихо и благостно, но я, конечно, тут же вскипел, на глаза «шторки упали», и что было потом не помню.
Представляю, какие в свое время у вас с Никольским были баталии. У него ведь тоже характер крутой, замашки лидерские.
Не, как раз не было. Константин Николаевич очень высокого роста. Я бы до него просто не допрыгнул, руки коротки. (Смеется.)
После возрождения «Воскресения»
Я тут ни при чем. Косте удобно, чтобы он сам все сочинил, аранжировки сделал, разложил вплоть до движений на барабанах. А остальные, мы то есть, хочешь или нет играй, как сказали, потом притрется. Буквально на первой же репетиции играем «Забытую песню несет ветерок». Костя Андрею Сапунову: «Что это у тебя на басу? Тут акцент должен быть». Андрей: «А мне вот в другом месте хочется акцент поставить». Костя брови поднял, замолчал, собрал свои «примочки» и ушел. Мы с ним потом эту тему обсуждали. Он говорит: «Ну не могу я, вот вскипело говно, и все». Такой уж характер у человека.
Вне работы какие у вас с ним отношения?
Не могу сказать, что мы друзья. Но когда не заняты работой, а просто сидим вместе водку пьем, все душевно и замечательно.
Когда вы в последний раз виделись?
Четырнадцать месяцев назад, на прошлый Новый год, работали в одном концерте. Раньше, когда он жил буквально через дорогу от меня, встречались часто. Переехал на «Академическую» стали редко встречаться. Иногда на ярмарке «Коньково» я захожу в винный магазинчик, и мне говорят: а к нам тут опять Константин приходил...
Неизвестная группа
Когда «Воскресение» возобновило свою деятельность, вас постоянно спрашивали: почему? И вы отвечали: друзья достали почему бы вам не начать опять играть вместе?
И тем не менее это правда. Пятнадцать лет я слушал от самых разных людей, как раньше было хорошо, и как бы было здорово, если бы мы опять, как раньше... А однажды позвонил наш старинный приятель Миша Капник. В свое время, еще будучи студентом медицинского института, он тоже музицировал, а сейчас занимается организацией концертов. Звонит: «Ребят, сейчас Воскресению пятнадцать лет будет. Давайте шарахнем три концерта в России. Собирайтесь и репетируйте, а все остальное я устрою». Те три концерта и сподвигли нас на дальнейшую деятельность.
В одном интервью вы сказали, что выросли из многих старых песен «Воскресения»,
Ну, например, у нас есть песня «Тот городок был мал, как детская игрушка». Мы записали ее в числе прочих для дипломной работы студента ВГИКа.
На одну из новых песен «Не торопясь упасть» вы недавно сняли клип, чего никогда раньше не делали. С чего это вдруг?
Невнимательно читали контракт со звукозаписывающей фирмой, которая наш альбом выпускает. А там написано: участие в съемках клипа и других промо-акциях обязательно.
Будь ваша воля, клип бы снимать не стали?
Неизвестная группа это вы?
Конечно. Мы же группа нетелевизионная, неформатная.
Но у вас полно поклонников,
И я тем не менее спокойно езжу в метро.
Они вас тактично не беспокоят или все же могут подойти,
Намекаете, чтобы я им в рыло заехал? Не, насчет критики это раньше было, лет пятнадцать назад. Подходили: да, чувачок, вот ты давал когда-то. Сейчас, бывает, начинают: я уже много лет слежу за вашим творчеством... А за чем человек следит, если я уже много лет ни хрена не делаю?
Кстати, чем, кроме «ни хрена», вы все это время занимались?
Да вот этим и занимался. Гастроли были. Пока поезд, пока отмоешься после поезда день и прошел. А на самом деле неплохо было бы часа по четыре в сутки на гитаре позаниматься. И еще часок вокалу уделять.
День стирки пальто
Вы с Ларисой, кажется, уже больше пятнадцати лет женаты?
Да. Вообще у нас две даты отмечаются: восьмое мая, когда мы поженились, и пятое марта день стирки пальто. Мы с Ларисой тогда только-только вместе жить начали, неделя прошла. Она звонит мне с работы: что делаешь? Я говорю: пальто стираю. Она решила, я совсем спятил: как можно стирать пальто? А оно было финское, «пластиковое», за полчаса высыхало.
Почему вам так это запомнилось? Даже дату помните точно.
Забавный случай. А потом, все только начиналось. Мы еще не были уверены, сможем ли ужиться. Оба люди взрослые, артисты, гастрольные.
Кстати, Лариса ведь четвертая ваша супруга.
Да. Отец однажды сказал мне замечательную фразу: «Гуляй, сынок. Бог увидит пошлет хорошую». Так и получилось.
Так вы не просто гуляли, но и женились.
Инфантильность. С одной стороны. А с другой патриархальное воспитание: как честный человек, должен жениться.
Хотите сказать, что за всю жизнь у вас было четыре женщины и на каждой вы, как честный человек, женились?
Ну не мог же я жениться на всех восьми. (Смеется.)
По какому принципу этих четырех выбрали?
Они были лучшие. А Лариска лучше всех. Это объективная истина.
Как вы познакомились?
На перроне Казанского вокзала. Ее провожал муж. Лариса тогда работала в трио «Экспрессия» у Бориса Моисеева, я в эстрадной программе Ованеса Мелик-Пашаева (экс-директора «Машины времени». Авт.), и у нас было несколько общих гастрольных поездок. Во время одной из них в Куйбышеве в гостинице «Волга» все и случилось. Наилучшим образом.
И вы сразу стали жить вместе?
Нет, еще месяц прошел или два. Лариса была замужем. Я женат. Мучился: что я вообще такое себе позволяю? Хотя
Одно время вы вместе с Ларисой работали в ансамбле фламенко «Los De Moscu». Она танцевала, вы играли на ударном инструменте кахоне. Почему кахон, а не гитара?
Я офигеваю от фламенковой гитары. Не могу понять, где там гармонию меняют. Чтобы играть на ней, нужно несколько лет учиться. А ритм моя стихия.
Сами фламенко танцевать не пробовали?
Не, боюсь что-нибудь сломать. (Смеется.) А вообще, кажется мне, стесняюсь я.
Да для себя ногами постучать... Говорят, нервы успокаивает.
Для себя я и так найду, как пар выпустить.
Например? Помимо того чтобы с Маргулисом подраться?
Несколько километров пешком. У нас тут с одной стороны лес, с другой. Бывало, уматывали мы с Ларисочкой часов на шесть.
В прошлом году вам исполнилось пятьдесят. Боитесь
Ну мы же не бываем грустными. Пятьдесят это рубеж, после которого начинается новый отсчет. В группе «ДДТ» есть замечательный саксофонист дядя Миша. Он говорит: «Мне исполнилось шестьдесят, на днях у меня родился ребенок, и я понимаю: пошел бонус-трек. Все, что могло со мной плохого случиться, уже случилось, теперь получаю от жизни одни подарки».
Вы с ним согласны?
А мне 60 еще не грохнуло. Надеюсь дожить.
Не жалеете, что у вас детей нет?
Ну что ж поделаешь... Это мой вклад в борьбу с перенаселением. (Смеется.)
Трудно в пятьдесят лет вести активную музыкальную жизнь? «Воскресение» становится коммерческим проектом: гастроли, съемки клипов, вот альбом записали жизнь пошла частая...
Знаете, в чем для меня главная сложность? Я стал ощущать ответственность за то, что я делаю. «Воскресение» это бренд, коммерческое предприятие. По ходу организации концертов, работы на студии мы вступаем в финансовые взаимоотношения с другими людьми. И хотя прежде всего я ощущаю ответственность за качество своей работы, с этим нельзя не считаться. Если же говорить о «бытовых» трудностях поездки выматывают. Ужасные поезда, самолеты, в которых толком не разместиться, смена часовых поясов. У меня пик активности семь часов вечера по московскому времени, когда обычно начинаются концерты. А если концерт на Дальнем Востоке, и в Москве в это время шесть утра? А надо шевелиться, петь, сверкать глазами...
МАРИНА ЛИСАКОВА (МК Бульвар № 12 (302) 2003 год)